Про шахматы в школе
Нужен ли урок шахмат в качестве обязательного в школах?
Мой ответ – нет!
⠀
Наверное, на этой планете нет ничего, что так часто и так значимо влияло бы на мою жизнь, как шахматы. Я им очень благодарен. Личные факты перечислю в отдельном посте. Но это не точно :)
⠀
Здесь же сохраню объективность
⠀
Ни один вид спорта (не путать с физкультурой) ничего не развивает сам по себе.
Наоборот!
Шахматы, как и любой другой спорт, требуют развития определенных навыков и качеств. Многие из них звучат более «умно», чем составляющие других видов спорта. Наверное, поэтому далекие от шахмат люди ошибочно считают, что именно этот спорт делает нас умней. Как следствие, многие с этим спорят, приписывая шахматистам завышенную самооценку 😂
⠀
Сами шахматисты тут ни при чем. Так что первым делом попросил бы исключить нас из этих споров. Слухи о воздействии шахмат на интеллект распространяем не мы. Спортсмены в принципе не путают причину со следствием.
⠀
Я считаю, что в любом виде спорта определенного уровня можно достичь учебой, развитием нужных качеств, трудом и тренировками. На следующих этапах необходимых составляющих становится больше, а в какой-то момент можно «измерять» талант, чтоб спрогнозировать чемпионскую судьбу.
⠀
А если таланта нет? А если нет желания?
⠀
Мне очевидно, что нет ни одного вида спорта, который можно было бы сделать обязательной для всех дисциплиной. Шахматы – не исключение. Если нет таланта и желания – высокие достижения невозможны. Это заранее известно. Ну и зачем страдать?
⠀
Чем ребенку заниматься «для общего развития» – это кому решать? Уж точно не государству. Тем более, если понимать, что ЧЕЛОВЕК развивается на пути к РЕЗУЛЬТАТАМ в спорте, а не наоборот.
⠀
Конкретный спорт не развивает в человеке ничего, кроме способности побеждать в этом спорте. Так что вдвойне глупо заниматься тем, что не нравится, или к чему нет таланта.
⠀
Сказки о пользе спорта:
➢медленный стал быстрым
➢слабый – сильным
➢тупой – умным
Все так просто? Кто-то в это верит?
С чего вообще такие вопросы по шахматам? А не по футболу, например, теннису или боксу?
А всем, кто вспоминает о нейронных связях в головном мозге, и что якобы они формируются в процессе игры, отвечу: математика, физика и информатика пригодится явно больше! А формирование связей будет как минимум, не меньше. Другими словами, я согласен, что шахматы могут быть классным тренажером! Но только для тех, кому они интересны. С математикой примерно так же, но к ней принуждать хоть повод есть – она реально пригодится.
На школьную программу, как и на детство, отводится весьма ограниченное время. Предметы в этой программе жестко конкурируют за часы. Знания – это хорошо. При этом развитие способностей, наверное, еще лучше. Но в идеале, если все это выливается в полезный, важный в жизни навык. Поэтому математика, физика, родной и иностранные языки, а также литература при правильном их преподавании могут быть обязательными. Теория ЗОЖ и физкультура должны быть обязательными, но, к сожалению, на практике, их почти нет. Шахматы, как и шашки или го, покер или бридж, не могут, не должны быть обязательным предметом и без того тесной школьной программы.